1. Интенсивное развитие способности к запоминанию и воспроизведению
2. Развитие произвольного запоминания: ребенок может уже ставить перед собой цель – запомнить материал
3. Идет дальнейшее развитие всех высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления. Внимание еще мало произвольно, но повышается концентрация внимания, объем, устойчивость внимания. Воображение становится произвольным: ребенок может создать замысел.
4. Происходит дальнейшее развитие эмоциональной сферы: к первому классу чувства становятся более осознанными, обобщенными, формируются высшие чувства (нравственные, интеллектуальные, эстетические), которые лежат в основе мотивации поведения ребенка.
5. Развивается волевая сфера ребенка: ребенок может поставить цель, принять решения, наметить план действий, исполнить, проявить усилие, оценить результат действия. Но все это еще не очень развито, согласно возраста.
6. Происходит развитие самооценки: возникает способность посмотреть на себя и на ситуацию с разных сторон.
7. Этот возраст характеризуется кризисом 7-и лет: утрата детской непосредственности может проявляться в манерности, вертлявости, паясничание, натянутости, усложнении эмоций.
Готовность к школе:
1) когнитивная готовность: сформированность важнейших познавательных процессов и навыков, позволяющих успешно осуществлять необходимую умственную деятельность
2) мотивационная готовность: сформированность внутренней позиции школьника
3) социальная готовность: способность занять социально одобряемую и продуктивную позицию в общении с педагогом и сверстниками. Сформированность социальной готовности можно определить по тому, как ребенок играет: следует ли правилам игры, как устанавливает контакт, считается ли с другими участниками игры, умеет ли управлять своим поведением, требует ли уступки у партнеров, бросает ли игру при неудаче.
Рекомендации по развитию готовности ребенка к школе:
1) формирование интеллектуальной готовности:
• развивать познавательные потребности (« а что будет, если…», «давай проведем эксперимент…», «почему … (солнце встает на восходе?)», «Я хочу узнать…, а ты?» и пр.
• обеспечивать достаточный уровень мыслительной деятельности (тренировка навыков в игровой форме – давай сочиним рассказ, я начну, а ты продолжишь, давай отгадаем кроссворд, давай определим, какие птицы сидят на дереве, давай отгадаем по признакам, какое время года и пр.)
• расширять кругозор – ребенок должен знать дату своего рождения, ФИО родителей, времена года, свой город, свой адрес и пр.
• развивать способности (занятия по интересам)
• развивать мелкую моторику руки – развивается ум (клеить, составлять, собирать, вырезать, плести бисер, заштриховывать, собирать пазлы и пр.)
• развивать крупную моторику – развивается тело, развиваются высшие психические функции (растяжки, дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, движения пальцев и тела и пр.)
2) Формирование мотивационно-волевой готовности:
- тренировка воли, произвольности: вот сделаем, тогда пойдем, давай соревноваться, кто больше просидит молча, соблюдать принцип занятий: устал, еще чуть-чуть и отдыхаем, похвалить за усилия, за то, что не сдался, а все доделал.
- формирование мотивации к школе – подготовка к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных особенностей и прав, занимающего особое положение в обществе, культивировать школу, привлекать к подготовке старших братьев и сестер, рассказывать о школе, читать, играть на тематику школы.
3) Формирование социальной готовности - развивать коммуникативные качества
(уступать, подчиняться правилам, устанавливать первым контакт, общаться со взрослым правильно и т.п.) через игру, в т.ч. и ролевую игру.
4) Обратить внимание на адекватность (соответствие) предъявляемого уровня ребенку его возможностям.
Что нужно делать:
• Можно учить выполнять дисциплинарные правила типа: открой книжку на странице № , прочитай только одно предложение, назови только первую букву и пр.
• Навыковые правила: повторяй как я, делай в точности, как я, точно скопируй и пр. При этом важно, показать образцовое действие (можно одновременно показать и ошибки) «надо – так, а вот так – не надо»
• Очень важно использовать двигательные методы – не только укрепляется тело, но и создаются условия для усиления мозговой активности и развития умственных способностей:
1) растяжки – нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость)
2) дыхательные упражнения – умение контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением
3) глазодвигательные упражнения – расширяет поле зрения, улучшает восприятие, активизируют процесс обучения
4) движения тела и пальцев – развивается межполушарное взаимодействие, снимаются зажимы, способствует обогащению сенсорной информации
5) коммуникативные упражнения – дают навыки работы в группе
6) упражнения для развития произвольности – к ним относят поведение ребенка., которое осуществляется по словесной команде взрослого, движения должны быть осмыслены ребенком, перекодированы и выполнены, т.е. все то, что ведет в последствии к построению ребенком собственной программы. Пример, Ты должен подготовить свое рабочее место, на столе должны быть все нужные для занятия предметы, а все предметы, которые могут тебя отвлекать ты должен со стола убрать. Все, ты можешь начинать.
7) упражнения по визуализации – для воссоздания зрительных, слуховых, знаковых, осязательных, обонятельных и др. образов (развивается мозолистое тело, а значит и головной мозг)
8) Упражнения для релаксации – для самонаблюдения, воспоминание событий и ощущений
Конкретные телесные упражнения:
• кулак - ребро – ладонь (чередование в разных вариантах)
• колечко (соедини указательный и большой палец руки, большой и средний и пр.)
• вдох, на выдохе произнести отдельный звук (звук «а-а – а» и др. гласные)
• вдох, задержка дыхания, выдох, задержка дыхания (выдох длиннее вдоха в 2 раза)
• потягивание кошки и пр.
Развитие интеллектуальных способностей:
• загадки всевозможные: на одном берегу – цыплята, на другом – утята. Посередине островок. Кто быстрее доплывет до островка? Мам несет сумки тяжелые. Девочка говорит: «Мама, давай я тебе помогу. Я возьму сумки, а ты меня на ручки». Поможет ли девочка маме, почему? У стола 4 угла, если один отпилить, сколько углов останется? И пр.
• развитие способностей анализировать : найти одинаковое и разное в словах море и озеро, найти сходство в группе признаков, найти различие в группе признаков
• развитие способности рассуждать: в какой очередности нужно строить дом?
• Развитие способности планировать: нужно срисовать дом с рисунка. Скажи, в какой очередности ты будешь делать это задание.
Развитие памяти: учим стихи, повторяем за мной ритм (отстукиваем по столу), повторяем за мной движения, запомнить и воспроизвести позу, слушай и исполняй (произношу, что нужно делать, но не показываю), запомни, как было (на столе несколько предметов, ребенок закрывает глаза, пересортировываем и нужно сделать так, как было).
Уважаемые родители! Если вам необходима еще информация, касающаяся подготовки детей к школе, то вы можете ее найти в книге Б.С.Волков, Н.В.Волкова «Готовим ребенка к школе» или в интернете, задав ключевые слова для поиска.
Уважаемые родители!
Не переусердствуйте в занятиях со своими детьми.
Очень важно, чтобы у ребенка сохранился интерес к тому новому,
что может дать школа.
Излишняя серьезная подготовка
(учитывая, что ведущая деятельность этого возраста все-таки игра)
может вызывать у ребенка чувство отторжения от школы, в т.ч. и устойчивое.
Помните, во всем важна мера.
С наилучшими пожеланиями,
Педагог-психолог МБОУ «СШ №7» Князева Ирина Сергеевна